Учиться садиться после инсульта
После инсульта, пришлось учиться не только вставать, но и садиться. Навык спокойно и плавно присаживаться был утрачен вовсе, словно не было. Складывалось впечатление, словно всю предыдущую жизнь я провел либо стоя, либо сразу лежа.
Сажусь на кровать
После того, как я вставал, немного стоял, 5-7 секунд, силы заканчивались, ноги подкашивались и я обрушивался назад на кровать. В очередной раз мы понимали, как здорово, что кровать большая и падения происходят без последствий.
Садиться плавно не получалось. Как только я начинал сгибать колени, они не удерживали меня и предательски подкашивались. Пока ноги были выпрямлены, как у Буратино, стоять получалось. Как только начинал сгибать ноги в коленях, обваливался вниз и назад. Тогда мы решили разбить процесс «мягкой посадки» на три фазы, в каждой фазе присаживаясь постепенно глубже и глубже. Опускал «корму», плавно и полностью садился на кровать.
Начали учиться, используя ходунки, как опору. Последовательность действий получилась такая:
- Стою спиной к кровати, придерживаюсь за ходунки.
Первая фаза, 1/3
- Переношу вес на руки, с опорой на ходунки.
- Не много наклоняюсь вперед к ходункам, сгибаясь в поясе.
- Опираясь на руки делаю не большой присяд и фиксирую положение, давая чуть согнутым коленям удержать тело.
- Переношу плавно вес тела с рук на ноги.
Вторая фаза, 1/3
- Еще дальше наклоняюсь, вперед к ходункам. Больше сгибаюсь в поясе
- Переношу вес на руки, опираюсь на ходунки.
- Еще глубже приседаю и фиксирую положение тела на ногах, согнутых в коленях.
Третья фаза, 1/3
- Продолжаю наклон вперед к ходункам, опираюсь на них руками. Переношу вес с ног на руки. Еще больше сгибаюсь в поясе.
- Плавно, переношу вес с рук на ноги, еще больше сгибаю ноги в колеях и опускаюсь на кровать.
В начале сделать финальную фазу «приземления» плавно не получалось. Плюхался на кровать. Позже, опираясь на ходунки руками, научился делать это плавно. Опираться на ходунки, надо сверху вниз. Когда я пытался, схватившись за них, удержаться от падения назад, то заваливался вместе с ними. Никак не мог уяснить, что ходунки, это ОПОРА. Я тащил их на себя, пытаясь к ним подтянуться, в результате подтягивались ходунки, но не я.
Открыл мне «страшную» тайну сын. Объяснил, что к телу массой 1 кг. (вес ходунков) не притянется тело массой 75 кг. (мой вес). Вот наоборот, легко! Физика!)) Инсульт добил остатки школьных знаний. Восстанавливаясь после инсульта, я получил кучу новой информации))).
Сажусь на стул и кресло
Сложнее происходила «посадка» на стул. Плюс в том, что у стула есть спинка, она не давала завалиться назад. Минус стула в том, что он двигался. Когда я садился, то движение тела было не строго вертикально. Было еще движение назад, вот я стул и сдвигал от себя. Когда я садился на стул, жена или сын обязательно его придерживали, иначе был шанс оказаться на полу)).
Помимо этого, я «прицеливался» и перед тем, как садиться, корректировал положение тела, дабы не промахнуть слева или справа от стула. Человеку, не перенесшему инсульт, не возможно понять, что когда пытаешься сесть, не въезжаешь где стул, а где ты. Не было четкого понимания, моего положения относительно окружающих предметов.
Самое не простое, для меня, было усаживаться в кресло-качалку. Удобно, то что там есть ручки-подлокотники. Для того что бы обуздать кресло-качалку пришлось придумывать отдельную технологию:
Потом я допёр:
- после того, как я перехватился с ходунков за подлокотники кресла, не надо переносить весь вес на руки и виснуть на подлокотниках. Надо оставлять нагрузку на ногах.
- плавно сгибаясь в поясе продолжать сгибать колени.
- наклоняться вперед.
- придерживать кресло руками и как бы, подтягивать его под себя.
- садиться на кресло.
Стало получаться садиться, постепенно начал делать это без опоры, на ходунки.
Обучение потерянным навыкам и восстановление после инсульта, мы делали по единому принципу, «от простого к сложному». Научился чему-то, усложняем задачу.