Гимнастика для улучшения речи после инсульта

vosstanovlenie-rechi-posle-insulta

О таком неприятном явлении часто возникающем после инсульта как дизартрия речи я уже писал, хочу лишь немного дополнить.

Для восстановления речи нужно избавиться от дизартрии, но сделать это очень непросто.

Дизартрия

Все речевые нарушения тяжело поддаются лечению, вспомните хотя бы как многие всю жизнь не выговаривают букву Р.

Для восстановления речи после инсульта помимо хорошего логопеда помочь могут постоянные тренировки речевого аппарата путем чтения скороговорок.



После инсульта дизартрия как правило возникает по причине паралича одной из голосовых связок т.е. если парализовало правую сторону, не до конца будет закрываться правая связка и наоборот.

Если у вас сложилась ситуация с дизартрией, вы знаете что речь стала медленной, неразборчивой и без акцентированной.

Без сомнения такая проблема при диалоге человека с дизартрией и без, негативно сказывается на эмоциональном состоянии первого. Важно при разговоре не напрягаться, не стараться по слогам выговорить слово, не кричать слова, в общем как ни странно, при разговоре надо меньше стараться и быть более расслабленным.

Реабилитация после инсульта, не будет полноценной, без восстановления речи. В самом начале, я совсем плохо говорил. Сейчас прослушиваю записи моей речи сразу после инсульта и с огромным трудом могу разобрать то, что там говорю. У нас не получилось быстро найти хорошего логопеда и я сам ежедневно читал вслух.

Чтение вслух

Начали с очень простых, детских книжек, оставшихся еще с детства моего сына. В этих книжках короткие, простые предложения и крупный шрифт. Из-за двоения в глазах, не получалось разглядеть мелкий шрифт. Если строка в тексте была длинная, то глаза постоянно перескакивали и теряли её.

Прочитав три-четыре коротких предложения, я уставал и больше читать не мог. Невролог рекомендовал читать сорок минут ежедневно. Я мог читать минут пять. Потом силы заканчивались. Мы не стали упираться и читали по пять шесть минут, три раза в день. Как только мы раздобыли «одноглазые» очки, читать стало проще. В день получалось прочесть несколько страниц. В очках я глядел одним глазом, ни чего не двоилось, строчки не прыгали.

Мы нашли книгу с довольно крупным шрифтом. С полноценными длинными предложениями и стали читать её. Это был Жуль Верн «Таинственный остров». При подборе, помимо размера шрифта, мы старались подобрать то, что мне нравилось и было интересно читать. Нудную и не интересную книгу читать не хотелось. Ну и конечно мы искали что-то объёмное, так как было понятно, что чтением тонких брошюрок нам не отделаться. Еще одна причина, по которой мы выбрали Жуля Верна, это словарный запас. Он у него не малый и слова не простые.

Мы понимали, что читать вслух придется долго. Хотя мы реально не представляли, на сколько долго. Я нашел в интернете толковую статью одного парня, который написал, о том, как после инсульта учился говорить. Он писал, что прочёл вслух три толстых книги (500-600 стр.) и три года занимался с логопедом. Вот я и настроился на три толстых книги. А про три года, я подумал, что это не про меня. Когда я прочел первые три книги, то стало понятно, что это только разминка. До восстановления речи нам было и есть, как до Луны))).

В выборе интересной книги был и один коварный момент. Когда я читал, торопился узнать, что будет дальше по тексту и я старался прочесть больше и быстрее. Этим выработал привычный навык, читать не четко и скороговоркой. Это была беда. Потом занимаясь с логопедом мы год избавлялись от этой привычки.

Оказалось, что лучше прочесть один абзац, но медленно и нараспев. Нужно было растягивать слова, спокойно и полноценно дышать, произносить звуки четко, тщательно и спокойно.
Как истукан я делал все наоборот. Читал по 8-10 страниц за раз, пока язык ворочился. Произносил все кое как, быстро и не понятно. Результат получился убойный. Я стал говорить быстро и непонятно. Этакий бессмысленный шумовой поток о содержании которого знал только я. Остановиться или снизить темп не получалось ни как. Я хотел, но не мог. Это еще раз подтвердило, что заниматься восстановлением речи без логопеда не просто не нужно, но и вредно.

На занятиях с логопедом, мы много читаем слух. Это специальные слоги, тексты и просто рассказы и стихи. Как только я начинаю сбиваться с размеренного и спокойного темпа, она меня тормозит «на полном скоку» и заставляет возвратиться к нормальному темпу. Это касается прочтения отдельных слов, где логопед требует четкого произношения звуков. И касается целых предложений, которые мне приходиться перечитывать по нескольку раз, что бы добиться плавности.

Самому себя контролировать не реально. Реальнее матёрому алкоголику бросить пить.
Сам ни когда не услышишь своих ошибок в произношении и не поймёшь, как их исправить.
Наше восстановление после инсульта, мы проводим самостоятельно. Но надо учесть, что моя жена профессиональный тренер, с серьёзными навыками в реабилитации. Так, что всю «физуху», питание, гимнастики мы делаем с умом и грамотно.

Упражнения улучшающие произношение

Мы преодолели момент, когда надо было научиться просто читать. Восстановление речи после инсульта мы делаем под руководством грамотного и опытного логопеда. Импонирует её подход к занятиям. Она всегда внимательно и терпеливо следит за тем, что я делаю. Регулярно добавляет новые упражнения. Как только есть сдвиг вперёд, закрепляем и идём дальше.

Этот принцип – основа нашего восстановления. Восстановив и закрепив, с большими усилиями, нормальный темп речи + начальные навыки произношения, мы двигаемся дальше. При выполнении упражнений врач добавляет новые вводные. Для усложнения. Выбирает звук, который надо отрабатывать. В указанных упражнениях отрабатывается звук «Ч».

Упражнение 1. (Для тренировки произношения звука «Ч»)
-чтение таблиц со слогами.
Усложнение: при чтении таблиц со слогами, читаю слоги в обратном порядке. Привычные слоги читаются, словно новые. Чтение в обратную сторону сбивает, усложняя произношение.

лча
лчи
лче
лчо
лчу
тча
тчи
тче
тчо
тчу
вча
вчи
вче
вчо
вчу
нча
нчи
нче
нчо
нчу

Упражнение 2. (Для тренировки произношения звука «Ч»)
-чтение отдельных слов.
Усложнение: при чтении таблиц со словами, читаю слова через одно или два слова. Так же сбивает и требует внимания при произношении. Примеры слов:

мяч
ткач
дергач
кулич
течь
ключ
врач
калач
кумач
кирпич
сечь
путч
матч
богач
клич
меч
ночь
луч
плач
бородач
дичь
печь
дочь
обруч
грач
ловкач
бич
речь
точь-в-точь
скетч

Слова содержат тот звук, который в данный момент надо отрабатывать. Решение, что отрабатывать, принимает Логопед.упражнения восстановление речи после инсульта

Упражнение 3. (Для восстановления интонации)
-чтение словосочетаний.
Усложнение: при чтении словосочетаний, одно и тоже словосочетание произношу с разной интонацией. ВЕТРОВОЕ СТЕКЛО (утверждение, восклицание, вопрос, отрицание). Логопед выбирает всё время разные интонации. Примеры словосочетаний:

ветровое стекло
спелый виноград
вольная борьба
стальные рельсы
жаркий полдень
крыло голубя
здравый смысл
волосяной покров
концертный зал
открылся вернисаж
махровое полотенце
парламентское решение
первый класс
горный орел

Одно из последних новшеств, чтение «Перемешанных предложений». Даны слова и из них надо составить предложение.
Упражнение 4:
1. вершине Эльбруса; по; осторожно; туристы; к заснеженной; узкой; поднимались; тропинке.
Правильно: Туристы осторожно поднимались по узкой тропинке к заснеженной вершине Эльбруса.
2. изменилась; нового директора; в лучшую сторону; обстановка; с приходом; на заводе.
3. дельфинов; выступление; подбрасывали мяч; выныривали из воды; дети; прыгали через обруч; смотрели; которые.
4. ветер; на землю; жёлтые; красные; и; с деревьев; налетевший; срывал; их по воздуху; кружил; бурые листья; швырял.
5. изнурительного пути; мерцающий вдали; туристы; после; огонёк; на открытую; долгого; вышли; местность; увидели; и; на.

В начале меня это упражнение бесило. Ни как не выходило слова сложить в нужном порядке и получить правильное предложение. Пока я выстраивал в голове первые 3-4 слова и произносил их, остальные «убегали» и получалась ерунда. После нескольких занятий я научился бодро складывать предложения.

Теперь всплыла вторая ошибка. Произношу слова «рублено» и отрывисто. Новая задача: добиться плавности при произношении.
Упражнение сильное. Классная тренировка для мозгов. Отлично тренирует комбинаторное мышление. Я заметил, что стал в быту многое делать более последовательно, чем до этих упражнений. Кто бы мог подумать!

Восстановление речи после инфаркта мозга, штука сложная. Упражнений куча. Выбрать нужное, для меня в данный момент, может специалист. Сами мы даже не пробуем.
Только Логопед подбирает упражнения со звуками и словосочетаниями, которые мне нужно тренировать. Ни какой самодеятельности)))

Массаж лица

Самое сильное последствие перенесенного мной инсульта, это беда с речью. Изначальный диагноз «Тяжелая форма дизартрии». Я полностью понимаю, что и как хочу сказать. Произнести задуманное не выходит. Восстановление речи после инсульта, нам помогает делать Логопед. Мы занимаемся один год и десять месяцев. Два-три раза в неделю. В дни когда занятий с Логопедом нет, мы читаем вслух, делаем специальные упражнения и записываем на диктофон.

Помимо этого мы выполняем лицевую гимнастику и лицевой массаж. Это нужно для восстановления работы лицевых мышц. Упражнения подбирает Логопед. Как их выполнять, то же показывает Логопед. В зависимости от текущей ситуации врач добавляет или убирает некоторые упражнения. Меняет манеру выполнения массажа. На одном из занятий мы заметили, что я начал при произнесении слов искривлять рот. Мы стали делать массаж не активный, а расслабляющий. Помогло.

Делать массаж самостоятельно можно. Что делать и как должен показать специалист. Важно что бы врач регулярно контролировал результаты. При необходимости корректировал. Иначе будет нанесен вред. Тут как с чтением вслух. Самостоятельно и не правильно читая, я закрепил крайне вредный навык. Я стал быстро и монотонно читать, неразборчиво и без пауз. Это откинуло меня в восстановлении речи на много месяцев назад. Сделало речь неразборчивой.

Чем усерднее и больше я читал, тем хуже становилась речь. С огромным трудом, при помощи Логопеда удалось эту дрянь победить. Массаж очень помог «оживить» лицевые и артикуляционные мышцы. Существенно уменьшилась скованность. Улучшилась чувствительность. Массаж я делаю сам или совместно с логопедом, на занятиях. Вот один из нескольких комплексов упражнений подобранных специально для меня:

Массаж лба и щек:

Упражнение 1.
-пальцами обеих рук делаем спиралевидные движения в направ­лении от средней линии лба к вискам. Надавливаем не сильно.
-8 повторений.
Упражнение 2.
-круговое растирание в области щек в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости.
-8 повторений.
Упражнение 3.
-круговое растирание от середи­ны подбородка вверх к крыльям носа.
-8 повторений.
Упражнение 4.
-разминаем жевательную мышцу спиралевид­ными движениями и круговыми растираниями.
-8 повторений.

Массаж губ:

Упражнение 5.
-поверхностью указательных пальцев делаем движения по верхней губе от середины к углам рта. Затем обратное движение. Буд-то собираем губу от углов рта к центру.
-8 повторений.
Упражнение 6.
-поверхностью указательных пальцев делаем движения по нижней губе от середины к углам рта. Затем обратное движение. Буд-то собираем губу от углов рта к центру.
-8 повторений.
Упражнение 7.
-поглаживаем носогубные складки, двигаясь от углов губ к крыльям носа активно, обратно возвращаться с очень легким надавливанием.
-8 повторений.
Упражнение 8.
-большим и указательным пальцами захватываем в вертикальную складку верхнюю губу, сжимаем ее и перетираем между пальцами.
-8 повторений.
Упражнение 9.
-большим и указательным пальцами пощипываем губы по часовой стрелке.
-8 повторений.
Упражнение 10.
-концами указательного и среднего пальцев активно стучим вокруг губ.
Расслабление после массажа.
-8 повторений.

Массаж выполняем сидя за столом. Важно не ставить локти на стол. При выполнении упражнений руки держим на весу. Усилия прикладываем не большие, так что бы не создавалось болезненных ощущений или дискомфорта от лицевого массажа. Восстановление речи после инсульта мы проводим с помощью не только речевых упражнений. Мы делаем массаж. Чередуем его с лицевой гимнастикой. Месяц делаем массаж.

Месяц гимнастику. Эффект от лицевого массажа, значительный и очевидный. Пропала скованность лицевых мышц. Стало легче произносить слова и звуки. Сильно улучшилось произношение на усталости. Год назад к концу занятия с Логопедом я еле ворочил языком. Теперь я вполне уверенно говорю в конце занятия, не смотря на усталость.

Запись чтения

Делаем два вида записей: ВИДЕО и АУДИО. Записываем с помощью телефона, не заморачиваясь, просто и быстро.

ВИДЕО

записи чтения дают мне возможность увидеть со стороны, что происходит с лицом и лицевыми мышцами во время произнесения звуков. Так мы смогли обнаружить лишнее напряжение на нижней части лица. Из-за него возникала скованность. Она мешала говорить и вызывала быструю утомляемость.

Когда я говорю, учусь делать паузы между словами и предложениями. За эти доли секунды артикуляционные мышцы расслабляются и успевают отдохнуть. Так вырастает выносливость и увеличивается чёткость речи. Плюс к этому, во время пауз успеваю сделать вдох. Это тоже существенно улучшило речь.

Лишнее напряжение лицевых мышц не позволяет им отдыхать. Это блокирует восстановление речи. После двух-трёх минут чтения накатывает усталость и я начинаю с трудом говорить.
Видеозапись чтения или речи, это возможность посмотреть со стороны на то, как я говорю и какая при этом мимика на лице.

После просмотра я снова читаю и стараюсь убрать замеченные ошибки. Не более пяти повторов. Потом появляется усталость и мы заканчиваем записывать. Исправлять выявленные при просмотре ошибки получается пока много сил.

АУДИО

записи я делаю часто. Два раза в неделю занимаюсь с логопедом. Остальные дни самостоятельно. Читаю в слух текст или упражнения, которые она мне даёт. Беру не большой отрывок на 2-3 минуты, читаю его и записываю. Потом слушаю запись. Нахожу ошибки и исправляю их. Записываю вновь. И так четыре-пять раз. Пока не получается запись с минимумом ошибок. Больше пяти раз стараюсь не записывать. Приходит усталость и с каждым повтором чтение ухудшается.

Прослушивание помогает убрать недостатки речи. Читать вслух без записи и прослушивания бесполезно. И даже вредно. До занятий с логопедом я читал вслух много и не записывал и только усугубил ошибки. Записи я отсылаю логопеду для прослушивания. Получаю от неё комментарии и замечания. Снова исправляю ошибки. Такой режим крайне результативен.

За два с половиной года, которые я прохожу восстановление после инсульта, мы много раз делали записи не только речи. Мы записываем ходьбу, катание на лыжах, зарядку… После записи, просматриваем, выуживаем ошибки в движениях, стараемся их исправить. После анализа записи выявляются косяки, о которых я даже не подозревал.

После просмотра или прослушивания мы удаляем записи, что бы не захламлять комп. Но периодически мы сохраняем контрольные записи. Для того что бы зафиксировать уровень восстановления на текущий момент. Потом через несколько месяцев сравниваем. Отличный способ понять как проходит восстановление после инсульта и оценить результаты.

Про восстановление речи после инсульта я так же читал, что, делают иньекции ботокса и диспорта в голосовую связку как я писал про мышцы здесь. Не особо вникал в тему, но если это помогает, то это здорова, тем более что диспорт вы можете получить бесплатно вписав в ИПР.

 

Гимнастика для улучшения речи после инсульта обновлено: 20 сентября, 2017 автором: автор
Комментарий(1)
  1. кристина 30/11/2014

Оставьте свое мнение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *